Об особенностях регулирования вопросов вылова мойвы

01.04.2021 08:59 Панчук О.Н.
Печать

Об особенностях регулирования вопросов вылова мойвы

Учитывая особое внимание жителей островного региона к разворачивающемуся в прибрежье лову мойвы, агентство по рыболовству Сахалинской области считает необходимым отразить ответы на основные возникающие вопросы.

Мойва является водным биологическим ресурсом, общий допустимый улов которого не устанавливается, а добыча (вылов) в целях промышленного рыболовства осуществляется в объемах возможного вылова, устанавливаемых рыбохозяйственной наукой в соответствии с нормами постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 г. № 643 «О подготовке и заключении договора пользования водными биологическими ресурсами, общий допустимый улов которых не устанавливается».

Заключить указанный договор и оформить на основании его разрешение на добычу (вылов) мойвы может любое, зарегистрированное на территории Российской Федерации, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

Промысел ведется без ограничений по срокам в акваториях промысловых районов, прилегающих к побережью Сахалинской области.

До 2021 года такое осуществление промысла приводило к конфликтным ситуациям, возникавшим между хозяйствующими субъектами, осуществлявшими добычу (вылов) мойвы, и хозяйствующими лицами, осуществлявшими добычу (вылов) анадромных видов рыб (тихоокеанские лососи, корюшка азиатская зубастая и гольцы), в соответствии со статьей 29.1 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», то есть на конкретных рыболовных участках для промышленного рыболовства анадромных видов рыб, предоставленных в пользование на основании заключенных договоров.

По совместной инициативе Правительства Сахалинской области, Пограничного управления ФСБ России по Сахалинской области и Ассоциации рыбопромышленных предприятий Сахалинской области в 2020 году в «Правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна», утвержденные приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 23.05.2019 № 267, внесены изменения, не позволяющие осуществление специализированного промысла всех видов водных биоресурсов, за исключением анадромных видов рыб, на рыболовных участках, предоставленных для осуществления промышленного рыболовства анадромных видов рыб, в сроки осуществления рыболовства в отношении анадромных видов рыб, определяемые комиссией по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб.

При этом не ограничивается осуществление специализированного промысла водных биоресурсов на данных рыболовных (рыбопромысловых) участках юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, с которыми заключены договоры пользования данными рыболовными участками.

В 2021 году сроки начала добычи (вылова) анадромных видов рыб (корюшки азиатской зубастой и гольцов) установлены в Западно-Сахалинской подзоне с 01 апреля, в Восточно-Сахалинской подзоне с 15 апреля. В эти сроки промышленная добыча всех видов водных биоресурсов (в том числе мойвы) хозяйствующими субъектами, не имеющими договора о предоставлении рыболовного участка для промышленного рыболовства анадромных видов рыб, в границах рыболовных участков, предоставленных другим хозяйствующим субъектам запрещена.

Контроль за соблюдением Правил рыболовства будет осуществляться сотрудниками Пограничного управления ФСБ России по Сахалинской области и Сахалино-Курильского территориального управления Росрыболовства.

При этом следует учитывать, что осуществление хозяйственной деятельности в водоохранной зоне допускается только по согласованию Сахалино-Курильского территориального управления Росрыболовства.

Земельные участки для обустройства рыболовецких станов должны быть предоставлены в пользование хозяйствующим субъектам в соответствии с действующим земельным законодательством администрациями муниципальных образований Сахалинской области.

Согласно Водного кодекса РФ, ширина водоохранной зоны для моря составляет 500 метров. Эти зоны являются неотъемлемой частью водного объекта, связаны с ним территориально и функционально, составляют с ним единое целое как природный комплекс, являются собственностью Российской Федерации.

В целях предотвращения загрязнения водного объекта границах водоохранной зоны устанавливаются ограничения хозяйственной деятельности, в том числе установлен запрет на движение и стоянку транспортных средств, размещение автозаправок, складов горюче-смазочных материалов, станций технического обслуживания, осуществление мойки транспортных средств, а также сброса сточных вод. Полный перечень запретов изложен в п. 15 ст. 65 ВК РФ.

Контроль за соблюдением режима водоохранной зоны осуществляется Сахалино-Курильским территориальным управлением Росрыболовства, Росприроднадзором и органами внутренних дел.

За нарушение режима водоохранной зоны предусмотрено наказание в соответствии с КоАП РФ.

Любительское рыболовство мойвы в промысловых районах Сахалинской области осуществляется в соответствии с Правилами рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна свободно и бесплатно.

Согласно пункту 64, любительское рыболовство разрешается ручным сачком диаметром не более 0,7 м, исключая траления сачком по дну, для добычи (вылова) мойвы и анчоуса (п.п. «н»).

Суточная норма добычи (вылова) мойвы не установлена (таблица № 9 Правил рыболовства).

Обязательное условие: с 1 января 2020 года рыбаки любители, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2019 года № 1482 «Об утверждении Правил учета сетных орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов и ведения реестра сетных орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов и Правил обязательной поштучной маркировки сетных орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов», обязаны поставить сетные орудия лова на учет (сачки относятся к сетным орудиям лова).

Регистрацию сетных орудий лова (в том числе сачков) осуществляют районные подразделения Сахалино-Курильского территориального управления Росрыболовства.

Получение каких-либо разрешений на добычу (вылов) мойвы, в рамках осуществления любительского рыболовства, не требуется.

Особое внимание необходимо уделить недопустимости осуществления промышленного рыболовства под видом любительского.